Новости в прессе

Настроения потребителей снова на докризисном уровне​

25.04.2018

Вести Экономика

Индекс потребительских настроений вернулся на уровень, наблюдавшийся до начала экономического спада.

Продолжается нормализация модели розничного потребления — респонденты все меньше отдают предпочтение низким ценовым сегментам, констатирует Михаил Красноперов, старший аналитик Sberbank Investment Research на основе результатов последнего обновления «Потребительского индекса Иванова».

Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18-65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Опрос проводится ежеквартально. Он охватывает широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода.

Очередное обновление индекса по результатам I квартала 2018 г. демонстрирует улучшение восприятия средним классом потребителей собственного благосостояния. Соответствующий индекс вырос на 2 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом до минус 12%. Респонденты выше оценили в этом квартале и благосостояние страны (плюс 2 п. п. относительно уровня годичной давности до минус 15%). Кроме того, потребители более позитивно оценивают условия для крупных приобретений (этот индекс вырос на 1 п. п. до минус 19%).

Стоит особо отметить тот факт, что эти позитивные изменения обусловлены устойчивой тенденцией к постепенному восстановлению ключевых показателей, т. е. можно предположить, что достигнутые уровни также будут устойчивы, если мы не увидим каких-либо значимых потрясений. На наш взгляд, улучшение потребительских настроений отражает рост реальных доходов населения в январе-марте на фоне стабильно низкой инфляции.

Опрос свидетельствует в том числе о том, что средняя заработная плата в январе-марте превысила уровень годичной давности на 6,8%. Интересен тот факт, что данные Росстата свидетельствуют о более значительном росте — на 12,0%. Дополнительный заработок опрошенные потребители намерены расходовать на продукты питания (18% дополнительной суммы, причем сейчас они тратят на еду 38% своего дохода), одежду и товары для дома (14%, текущая доля расходов по этой статье составляет 16%), а также на формирование сбережений (13%, сейчас потребители откладывают чуть более 7% своего дохода).

Норма сбережений, которая в минувшем квартале достигла 7,2%, в IV квартале 2017 г. протестировала рекордный минимум на уровне 6,5%, а годом ранее составила 7,0%. Доля респондентов, которые в предыдущие два-три месяца пытались сэкономить на основных продуктах питания (т. е. ограничивали импульсные покупки и отдавали предпочтение сравнительно дешевым товарам), постепенно сокращается со II квартала 2017 г. По итогам последнего квартала она составила 64%, что на 6 п. п. ниже уровня годичной давности и на 1 п. п. ниже, чем в IV квартале прошлого года.

Несмотря на то что среди «Ивановых» все меньше тех, кто экономит на еде, доля потребителей, целенаправленно покупающих товары по промоакциям, по-прежнему довольно велика. Среди наших респондентов 24% сообщили, что покупают большую часть продуктов питания в одном магазине, но потом обязательно заходят в другой, чтобы купить товары со скидкой (в IV квартале 2017 г. этот показатель также составил 24%, а годом ранее был выше на 1 п. п.). При этом сокращается доля потребителей, пытающихся экономить на необязательных расходах.

Уровень безработицы среди респондентов по сравнению с предыдущим кварталом снизился на 1 п. п. до 9,9%, что является самым низким показателем со второй половины 2014 г. Доля частично трудоустроенных потребителей (которые хотели бы работать на полную ставку) достигла рекордного уровня 11,1%; для сравнения, в предыдущем квартале этот показатель составил 9,7%, а в январе-марте 2017 г. – 9,0%. Индекс чистого найма в I квартале 2018 г. составил минус 35,2% на уровне IV квартала 2017 г., но выше минус 36,5%, зафиксированных в I квартале 2017.

Что касается поводов для беспокойства с точки зрения опрошенных потребителей, то в числе прочего их по-прежнему беспокоит инфляция, несмотря на ее стабильно низкие темпы в 1,3%, публикуемые официальной статистикой. В соответствии со сравнительно низкими темпами продовольственной инфляции и тенденцией к сокращению доли потребителей, ориентирующихся на низкие ценовые сегменты, доля "Ивановых", для которых цены имеют большое значение при выборе магазина, уменьшилась до 71% (в IV и I кварталах 2017 г. она составила 73%).

Текущий показатель — самый низкий с конца 2014 г., он близок к уровням, наблюдавшимся до экономического спада. Доля потребителей, которые в качестве определяющего фактора назвали качество продуктов, увеличилась на 1 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом и на 3 п. п. относительно уровня годичной давности — до 69% (это соответствует среднему показателю за первую половину 2014 г.).

Такие изменения – косвенный признак того, что «Ивановы» уже полностью адаптировали свои расходы на продукты питания, которые, впрочем, по-прежнему составляют 38% совокупных затрат (средний исторический уровень — 36%).

По мнению нашей аналитической команды, в конечном итоге расходы на еду вернутся к прежним уровням, однако это произойдет лишь после ощутимого увеличения реальных доходов населения.

Подробнее здесь